Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.
Понятие переводится с английского как «включенность». То есть дети с особенностями включены в общеобразовательную систему и общую социальную среду. Это обеспечивает равноправие учеников: все посещают обычную школу.
К категории с ОВЗ относят детей с:
- нарушением опорно-двигательного аппарата;
- нарушением слуха – глухие, слабослышащие, позднооглохшие, имеющие слуховые импланты;
- нарушением зрения – слабовидящие или слепые;
- тяжелым нарушением речи;
- задержкой психического развития (ЗПР);
- расстройством аутистического спектра (РАС);
- тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- интеллектуальными нарушениями.
Инклюзивное образование в школе призвано решать следующие задачи:
- Адаптировать учебную среду под общие и индивидуальные потребности детей;
- Обеспечить индивидуальный педагогический подход;
- Выстроить учебу с учетом особенностей детей, но не в ущерб другим детям;
- Объединить учебу в школе и социальную адаптацию;
- Оказывать психолого-педагогическую помощь семьям;
- Вовлечь родителей в обучение;
- Обеспечить взаимодействие ОО с родителями детей для решения общих задач;
- Повышать квалификацию учителей;
- Сформировать толерантное отношение учеников и общества в целом к людям с физиологическими и психологическими особенностями.
Источник: https://www.menobr.ru
Нормативные документы
Международный уровень
- Конвенция о правах ребенка;
- Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
- Конвенция ООН “О правах инвалидов”.
Федеральный уровень
-
Конституция РФ
-
Федеральный закон "Об образовании" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
-
Федеральный законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ;
-
Федеральный закон от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
ФГОС НОО для лиц с ОВЗ ( .PDF, 4034 КБ)
-
ФГОС для лиц с умственной отсталостью ( .PDF, 1186 КБ)
-
Письмо Минобрнауки РФ о сохранении сети коррекционных ОУ ( .PDF, 4783 КБ)
-
Приказ Минобрнауки РФ об утверждении Положения о ПМПК ( .PDF, 473 КБ)
-
Приказ Минобрауки РФ от 30.08.2013 № 1015 ( .DOCX, 30 КБ)
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" ( .PDF, 222 КБ)
Региональный уровень
- План мероприятий ("дорожная карта") по внедрению инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья Московской области на долгосрочный период (до 2030 года) (.PDF)
- О назначении именных стипендий Губернатора Московской области в сфере образования для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ (.PDF)
Школьный уровень
- Положение о психолого-педагогической комиссии (.PDF)
- Приказ о создании психолого-педагогической комиссии (.PDF)
Ресурсные классы в МБОУ СОШ № 12 (корпус 2):
- для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
- Приказ Комитета образования г.о. Королёв № 593а от 04.06.2018 г. "Об открытии ресурсного класса в МБОУ СОШ № 6"
- Приказ школы №117 от 15.06.2018 г. "Об открытии ресурсного класса"
- Положение о ресурсном класса